Как проводят свадьбы в разных регионах Казахстана

Весенняя любовь, как никогда наполняет жизнь новым смыслом и яркими красками, кровь бурлит, чувства крепчают и половинкой хочется любоваться днями и ночами напролет, поэтому весна считается периодом рождения новых семейных пар и пышных свадеб. А свадьбы среди казахов дело очень тонкое и готовятся к такому мероприятию не один день и даже не один месяц, еще в и каждом регионе по-своему, по своим, так сказать, ритуалам и обычаям. Мне, к моему сожалению или все же счастью, удалось бывать только на северных свадьбах, однако я с удовольствием разузнала все тонкости и казусы восточных, западных и южных свадеб.

  Например, практически во всех регионах, кроме северных, привыкли делать свадьбы с обеих сторон, т.е. cначала проводы со стороны невесты, а затем свадьба со стороны жениха. На севере же население немного обрусевшее, меньше уделяет время традициям и больше живет современными канонами. Здесь многие семейные пары обходятся одной совместной свадьбой, объединяя, как усилия, так и материальные средства. С точки зрения экономии, это очень даже верно, ведь объединившись, новобрачные не так много затратят, да и сумеют сохранить какие-то сбережения для совместной жизни.
«Сейчас многая молодежь привыкает к новому типу свадеб, которые не проходят под песни Кайрата Нуртаса, раздачей тканей среди бабушек и кучей неизвестных гостей. Вместо казахской напыщенности молодежь предпочитает съездить отдохнуть за границу, а иногда там же провести свадьбу и зарегистрировать брак. Но, когда я выходила замуж, мои родственники и родственники мужа придерживались консервативных взглядов на свадьбу. Мы прошли через құдалық, калым, кит, өрі-тірі и все что положено нашими обычаями. Мои родители подготовили для меня приданное, которое увезти я смогла только на огромном камазе, т.е.подошли к этому достаточно серьезно и основательно, начиная от ложек и заканчивая спальным гарнитуром. Конкретную цену калыму мы не указывали, т.к. сам калым был, как данность, как дань уважения, а не цена за меня. Мы вообще привыкли к тому, что у нас все попроще, поэтому иногда пугаемся свадьбам в других регионах». – Анара, Северный Казахстан.
   «Наше самое главное отличие от других регионов это то, что родители невесты никогда не присутствуют на свадьбе со стороны жениха. Сразу после Қыз узату родители прощаются со своей дочерью и отпускают ее в другую семью, невестка может встретиться с родителями только через пару недель после свадьбы. Также у нас нет такого понятия как калым, вместо него сущетсвует выкуп, когда жених приходит в дом невесты подруги и женгешки невесты устраивают для жениха испытания и только пройдя их жених может войти в дом. В Актау, например, на свадьбу со стороны невесты идут в основном только женщины и девушки, а из мужского пола только два главных свата. На севере часто делают разрывы между свадьбой жениха и невесты, у нас же такого нет, сразу после проводов невесты на следующий день делают свадьбу жениха». – Айнур, Западный Казахстан
     На Востоке родители невесты посещают свадьбу со стороны жениха, но у них также, как и на западе нет калыма, но существует выкуп. А также у них есть очень интересный обычай о котором я услышала впервые:
«После свадьбы невеста проходит обряд, называемый Аяққа жығылу, перед тем как переступить порог дома мужа во дворе разжигают на огне сливочное масло, которое затем мажут на лоб невесты. После невеста обливает огонь подсолнечным маслом и весь этот ритуал служит для того, чтобы брак был крепок, а также является знаком того, что она стала членом новой семьи» - Айдана, Западный Казахстан
     Юг Казахстана поговаривают, вообще напоминает Узбекистан, где невестки встают ранним утром и подметают дворы, однако это в местах отдаленных, т.е. в захолустьях. В городах больших все немного современнее, но и там обычаев никто не отменял.
«У нас на юге стараются делать все как положено: сватовство, в назначенный день в дом невесты приезжают родственники жениха. Невесты с родными накрывают для гостей богатый дастархан с традиционными угощениями. Также родственники невесты готовят подарки по случаю сватовства — Куйрык баур, родственники жениха одевают на нвесту золотые сережки. За невесту дают калым (причем суммы всегда приличные, в зависимости от материального достатка семьи жениха), также есть «Анасың ақ сүті», которое дается родителям за воспитание дочери. Через некоторое время проводятся проводы невесты Қыз узату, для этого праздника по традиции невеста выбирает национальный свадебный наряд — Той койлек, Камзол и Саукеле. Современные девушки могут выбрать вечернее платье. Саукеле — символичный головной убор для казашки. Надев его, невеста прощается с беззаботной жизнью в стенах родного дома. Затем так же, как и у всех проходит свадьба со стороны жениха, «Бет-ашар», празднование, подарки с обеих сторон и невесту забирают уже в новую семью. Здесь и начинается все самое интересное, на второй день после свадьбы на невесту одевают белый платок, созывают почетных гостей, невестка дает «Салем беру» (клянется перед гостями), зовет всех к столу и проводится обряд «Келин шай», здесь гости оценивают то, как невеста подает чай, дают ей наставления о том, как нужно себя вести в семейном быту и как хранить семейный очаг. И только после всех обрядов начинается настоящая семейная жизнь». – Асель, Южный Казахстан
     Как говорится в каждой семье свои законы, где-то обычаи сохраняются из поколения в поколение, где-то некоторые из обычаев упускаются. Бывает, что на севере свадьбы проходят именно так, как на юге, бывает наоборот. Да и вообще свадьба свадьбой, главное, чтобы новая семья была счастлива, любили друг друга и берегли свою любовь до конца, и там уже не так важно будет, какого цвета было на тебе платье, сколько денег за тебя заплатили родители жениха и платили ли они вообще…

Автор: Айнура Раева

Поделитесь с друзьями:

Добавьте комментарий