Что нас ждет в 2015 году? Будет ли кризис? Как выжить в "кризис"???

Вчера на площадке Fryday W в Астане состоялся открытый мастер-класс Артёма Слесаренко, основателя компании Profland, на тему: «Как Малому и Среднему Бизнесу Зарабатывать Больше в Кризис 2015 года». Мы побеседовали с ним незадолго до мероприятия, и он поделился своими видением бизнес-перспектив в наступающем году.

Расскажите, Артём, чем же 2015 год так опасен для предпринимателей?
В начале 2014 года, как вы помните, произошла девальвация и валюта продешевела на 20%. Просели все. Рынок поменялся. То, что работало раньше, либо перестало работать, либо стало работать значительно хуже. Люди стали покупать больше дешевой продукции, ушли из качественного сегмента.
У наших соседей ситуация несколько иная. В России валюта продешевела на 50% всего за пару месяцев. Россияне еще не совсем понимают, что происходит и их лихорадит. Наблюдается падение платежеспособности населения.
Чем данная ситуация опасна для казахстанских бизнесменов?
Поскольку Казахстан и Россия тесно связаны территориально и экономически, у нас на рынке тоже произойдут изменения. Если Казахстан оставит курс на нынешнем уровне, то можно попрощаться с большей частью производств в стране. При таком курсе на наш рынок зайдут российские компании, которые предложат цену ниже на 25-30%. При чем, не из-за того, что они производят более дешевый или более качественный продукт. Нет, эта “скидка” образуется за счет разницы курса.
К чему приведет закрытие производств можно представить. Я думаю, что государство не пойдет на такой шаг - буквально за полгода разрушить все, что наработано за десятилетия. Поэтому я думаю, что будут предприняты меры.
Какие именно меры вы считаете наиболее реальны?
Скорее всего, будет опять девальвация. Может быть, будут какие-то иные меры. Но в итоге, мы все равно столкнемся с тем, что упадет платежеспособность населения и, соответственно, покупательский спрос. В этом году девальвации скорее всего не будет, а вот в январе-феврале ее можно ожидать с вероятностью до 90%. Мы опять придем к кризисной ситуации, которая была в 2008-2009 году.
Это значит, что опять закроется множество компаний?
На самом деле, кризис - это изменения. Старые схемы, бизнес-модели и инструменты не работают и взамен им появляются новые. В кризис с рынка уходят неэффективные и нестабильные компании. Остаются эффективные и появляются новые. Чем выше способность вашего бизнеса работать в новых условиях и подстраиваться под перемены, тем легче он выйдет из кризиса и, возможно, будет преуспевать. Нужно просто держать руку на пульс и работать в новом направлении.
Что нужно делать уже сейчас, чтобы в начале следующего года не сворачивать производство?
Когда случится девальвация, покупать станут еще меньше или перестанут вовсе. Сейчас нужно думать, как увеличить продажи, как эффективнее занять позиции на рынке. Ваш бизнес должен стать эффективным, гибким и способным к переменам.
Поделитесь, какие еще вопросы будут рассмотрены на тренинге?
В рамках трехдневного тренинга мы рассмотрим ряд вопросов. Я - фанат скорости и результатов. Поэтому мы будем рассматривать только практические вещи, которые помогут нашим предпринимателям эффективно двигаться вперед. Я условно делю на три инструмента: маркетинг и продажи, развитие личности и развитие бизнес-системы. Над этими тремя направлениями необходимо работать, чтобы в следующем году преуспеть.
Какой совет или пожелание вы можете дать бизнес-леди?
Женщинам в бизнесе есть одно пожелание - стремиться сохранять баланс между бизнесом и семьей. Потому что работа и бизнес — это хорошо, но мы же живем одни раз. Деньги - это бумажки и всего лишь инструмент, чтобы позволить себе различные вещи. А семья - это то, ради чего все собственно и делается…
А практические рекомендации: первым делом - сокращать расходы. Это касается и личных и бизнес-расходов. Лучше сейчас сократить зарплаты персоналу и шесть месяцев пожить “ужавшись”, чем три месяца хорошо прожить и в итоге закрыться и искать всем работу. Еще одна задача - снизить долги как дебиторские, так и кредиторские. Кроме того, акцентируйте внимание на сильных сторонах своего бизнеса и продолжайте их развивать.

На самом деле, надо работать. Все останутся живы и все будет нормально, просто будет немного по-другому, будут сложности. Когда хорошие условия, работать и зарабатывать могут все, а когда плохо, тогда люди учатся зарабатывать. Это будет хорошая проверка для бизнеса. Те, кто сможет выжить в кризис, позже смогут легче и эффективнее вести дела.

 

Автор: Анна Шаповалова

Поделитесь с друзьями:

Добавьте комментарий